Телефоны «горячей линии» по информированию родителей (законных представителей) о приеме в 1 класс:
8 (81536) 74163,8 (81536) 34911 (доб. 103), 8 (81536)72595, контактное лицо – Солтан Ирина Викторовна, главный специалист управления образования.
«Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»
Уважаемые родители!
Речь в дошкольном возрасте активно развивается и к 6-7 годам заканчивается формирование основных её компонентов. Речь дошкольника по общему звучанию, оформлению высказываний не отличается от речи правильно говорящего взрослого. Единственное, что выдаёт — это специфический детский тембр и высота голоса, отсутствие абстрактных понятий, которые формируются в школьном возрасте и профессиональных выражений.
Как же оценить речь своего ребёнка?
Приготовьте листок бумаги и ручку, чтобы в случае необходимости сделать пометки.
- Побеседуйте со своим ребёнком на тему, интересующую его, попросите вспомнить знакомое стихотворение.
- Внимательно вслушайтесь в речь: понятна ли она? Чётко ли произносятся слова? Не упускает ли окончания прилагательных, (например: «добры» - добрый), подходящим ли словом называет окружающие предметы и действия (варить - жарить). Может ли связно и понятно рассказатьили пересказать? Предложите ребёнку повторить несколько слов со звуками [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р]. Например: черепаха, сыроежки, журнал, стрекоза.
Если упускаются звуки или заменяются другими (например: корова — «колова, коова»), язык высовывается между зубами, то не нужно тянуть время и обязательно обратиться за помощью к учителю-логопеду.
Следующее, что нужно уточнить: может ли ребёнок с 1-2 попыток повторить несколько сложных слов и сочетаний, даже не зная их значения. (Например: сковорода, электричество, универсам, велосипед, виолончелист).
Большое количество труднопроизносимых слов — сигнал для обращения за советом к специалисту.
Хотелось бы обратить внимание на некоторые вопросы, которые интересуют родителей:
Можно ли оставить без внимания нарушения речи в дошкольном периоде с надеждой, что в будущем всё само исправится?
Во-первых, опыт показывает, что чаще всего только усилий самого ребёнка недостаточно, и он приходит в школу с теми же речевыми проблемами и ещё прибавляются другие трудности, так как в начальной школе активно развивается уже письменная речь. Важно запомнить, что исправление речи происходит легче и быстрее в дошкольном возрасте.
Во-вторых, при написании диктанта или сочинения ребёнок будет писать слова так, как произносит, возможно, заменяя или упуская звуки и даже целые слоги. Значит, не исправляя речь, мы сознательно будем подталкивать к ошибкам и низкой успеваемости по русскому языку, а этого можно избежать, вовремя обратившись за помощью к учителю-логопеду.
В-третьих, детям и в школе, и в дальнейшей взрослой жизни придётся публично выступать. Речь правильно говорящего человека легче воспринимается слушателями, и поэтому в дошкольном возрасте мы уже работаем на будущее ребёнка.
В-четвёртых, многие профессии требуют от специалиста грамотного пользования речью. Например, учитель, менеджер, комментатор, секретарь, логопед и другие специальности. В будущем ваш ребёнок не будет ограничен в выборе достойной его профессии.
Поэтому, в дошкольном возрасте оцените речь своего ребёнка, прислушайтесь в случае необходимости к советам специалистов и в будущем ваши сын или дочь будут Вам благодарны за своевременную помощь!